Все отличительные особенности венецианского барокко необходимо искать в базилике Сан Марко, музыкальном центре европейского значения, в котором складывались своеобразные жанры.
Венецианская полифония зародилась в форме антифонного пения. Два, три или четыре хора пели по очереди и в унисон, дабы избежать моментов тишины. Пение поддерживалось инструментальным оркестром. Этот своеобразный жанр, утвердившийся уже к середине XIV века, достиг своего апогея в 1580-90-х годах. Сегодня скачать музыку бесплатно в удобно формате в этом жанре можно тут mp3uk.net.
Композиторами, создавшими выдающиеся работы для нескольких хоров, струнных и органа были Андреа и Джованни Габриели. Они были в числе первых, кто ввел в партитуру динамические указания (forte, mezzoforte, piano и т.д.) и оркестровку, предвосхищая тем самым великий период венецианского бельканто.
Орган базилики Сан Марко, аккомпанирующий хорам, видел за своими клавиатурами великих мастеров-революционеров, таких как Клаудио Меруло и Джироламо Дирута. Они оказались настоящими пионерами стиля и техники, которые разошлись по школам всей Европы и вдохновили Иоганна Себастьяна Баха и Дитриха Букстехуде.
Венецианская музыкальная школа была ведущей для Европы в начале 600 годов и представляла уникальное мелодическое, гармоническое и жанровое разнообразие. В этом заслуга "разнородного" характера базилики Св. Марка, где проводились не только сакральные действия, но и все политические, военные, представительские мероприятия, которые затрагивали Республику. Венеция была в те времена мощным экономическим центром и обладала многочисленными фондами, спонсирующими артистическую и светскую деятельность.
Кроме того, сильный импульс Республика получила с развитием издательского дела и появлением первых типографий. Это позволило создать более современную методическую и "демократическую" концепцию в распространении музыки. Теперь любой ее мог "купить" новинки музыки и воспроизвести, благодаря печатным изданиям.
В дальнейшем музыкальная печатная продукция нашла большое применение в области преподавания, которое считалось особо воспитательным с точки зрения культуры и гуманизма для всех социальных сословий. Это позволяло "заниматься музыкой" каждому, независимо от контекста.
В особенности, этот аспект получил развитие в институтах и приютах для сирот. Эти учреждения стали культурными и методическими цехами первой величины с XVII по XVIII века. В них преподавали такие гении, как Легренци и Вивальди. Среди четырех основных венецианских институтов наиболее выдающимся был "Приют Милосердия"(Ospitale della Piet), прославившийся на всю Европу благодаря своему вокально-инструментальному ансамблю.
По материалам mp3uk.net.
|